Любой бизнес нацелен на удержание клиентов — это залог успех компании или бренда. Чтобы клиенты оставались довольны, а компания получала постоянный доход, бизнес нанимает «продажников», маркетологов, администраторов.
Отдельно стоит отметить аккаунт-менеджеров.
В этой статье мы подробно поговорим о том, кто такой аккаунт-менеджер, чем он занимается и какие у него обязанности. Затронем тему зарплат; расскажем, как стать востребованным «аккаунтом».
Кто такой аккаунт-менеджер
Аккаунт-менеджер — это специалист, который связывает клиента и компанию между собой. Он отвечает за коммуникацию между двумя сторонами: настраивает рабочий процесс таким образом, чтобы команде было комфортно работать, а клиент остался полностью удовлетворен итоговым результатом.
Еще аккаунт-менеджеров называют специалистами по работе с клиентами. Одна из главных обязанностей «аккаунта» — разработать стратегию работы с клиентом, чтобы удержать его на долгие годы.
Чтобы понять, кто такой аккаунт-менеджер, давайте разберем его деятельность на примере.
Представьте себе рекламное агентство, которое работает с крупными брендами и отвечает за создание рекламных видеороликов для ТВ и интернета. В агентстве есть аккаунт-менеджер.
Что он делает:
- Общается с клиентом — проводит небольшое интервью — и собирает его пожелания. Например, клиент хочет, чтобы в рекламе обязательно показали основные особенности продукта.
- Собрав все пожелания, «аккаунт» передает пожелания команде: маркетологам, PR-щикам, сотрудникам креативного отдела.
- Команда приступает к реализации проекта. Аккаунт-менеджер следит за тем, чтобы все отделы рекламного агентства работали слаженно — как единый механизм. Это нужно, чтобы сдать проект в оговоренные сроки.
- Во время реализации проекта у клиента будут появляться вопросы по процессу реализации. Весь процесс общения с клиентом лежит на плечах «аккаунта».
Такой клиентский сервис позволяет крупным и небольшим компаниям удерживать клиентов. Аккаунт-менеджеры востребованы в разных сферах: B2B и B2C.
Чем занимается аккаунт-менеджер: основные должностные обязанности
Должностные обязанности аккаунт-менеджера зависят от деятельности компании, где он работает. Несмотря на это, можно выделить основные задачи специалиста, которые характерны, как для B2B, так и для B2C.
Обязанности и задачи «аккаунта»:
- Привлечение и удержание клиентов.
- Переговоры с клиентами: обсуждение деталей, выявление потребностей и пожеланий, заключение сделок. В формате личных встреч или удаленных переговоров через Zoom, Skype.
- Разработка плана реализации проекта.
- Работа с документами: договоры, счета и т.д.
- Разработка брифа для сотрудников компании, которая занимается работой над проектом.
- Распределение задач между исполнителями: например, при создании рекламных материалов, он решает, кто отвечает за написание текста, кто — за создание баннеров.
- Анализ бизнеса заказчика — его тонкости и особенности. Это нужно, чтобы предложить клиенту дополнительные услуги.
- Разработка программ лояльности: например, скидки и подарки для постоянных клиентов.
- Консультация заказчика на всех этапах реализации проекта: по телефону, в мессенджерах и по электронной почты.
- Решение спорных ситуаций: например, если «видение» клиента отличается от итогового результата.
- Контроль дебиторской задолженности.
- Составление отчетов о проделанной работе.
Типы аккаунт-менеджеров
Есть три основных типа (вида) аккаунт-менеджеров: специалисты, которые работают в B2B, в B2C и на маркетплейсах.
Аккаунт-менеджер в B2B
B2B — это взаимодействие, которые можно описать как «Бизнес — бизнес». Компания, где работает «аккаунт», продает товары/услуги другому бизнесу.
Например, рекламное агентство работает с компаниями и брендами (юридическими лицами): снимает для них рекламные ролики, запускает рекламу в интернете.
Аккаунт-менеджер взаимодействует с другими представителями B2B-сферы: изучает особенности их бизнеса, разрабатывает индивидуальную стратегию реализации проекта, учитывая особенности компании-партнера.
Аккаунт-менеджер в B2C
B2C — это взаимодействие, которое можно описать как «Бизнес — клиент». В качестве клиента выступает физическое лицо: компания продает товары/услуги обычным физлицам.
Например, автосервис работает с физическими лицами: любой человек может обратиться в автосервис для исправления автомобильной поломки.
Аккаунт-менеджер взаимодействует с «простыми» клиентами: решает их проблемы, помогает подобрать оптимальный продукт, оформить документы, получить заказ.
Аккаунт-менеджер маркетплейсов
Свежее направление для аккаунт-менеджеров. Маркетплейсы — это площадки, где компании продают товары для конечных потребителей. Самые популярные маркетплейсы в России и СНГ: Ozon, Wildberries.
«Аккаунты» маркетплейсов — это больше технические специалисты. Если в классическом бизнесе они отвечают за коммуникацию, то на маркетплейсах они становятся администраторами магазинов.
Чем занимается аккаунт-менеджер маркетплейсов:
- Заполняет карточки товаров на Ozon, Wildberries.
- Анализирует изменение цен.
- Создает этикетки для маркировки товаров.
- Настраивает рекламу на маркетплейсах.
- Работает с внешним трафиком.
- Подготавливает документацию для отгрузки товаров на маркетплейсы.
- Анализирует конкурентов.
- Общается с покупателями: отвечает на вопросы, решает проблемы в личной переписке или по телефону.
Как правило, аккаунт-менеджер маркетплейсов относится к сфере B2C, так как большая часть покупателей на маркетплейсах — физические лица.
Важные качества для аккаунт-менеджера: soft skills и hard skills
Работа аккаунт-менеджера построена на softs skills и hard skills. Эти ключевые навыки — залог успешного развития карьеры.
Soft skills (или «гибкие навыки») — это навыки и умения, которые связаны с личностными качествами человека. Например, стрессоустойчивость, трудолюбие, умение работать в команде.
Hard skills (или «жесткие навыки») — это навыки и умения, которые нужны для конкретной работы. Их еще называют профессиональными навыками: например, знание HTML и CSS, создание сайтов на конструкторах, знание английского языка. Такие навыки можно «пощупать», в отличие от soft skills.
Важные soft skills для «аккаунта»:
- Грамотное ведение переговоров.
- Работа в команде.
- Понимание психологии людей.
- Стрессоустойчивость.
- Трудолюбие.
- Грамотная речь.
- Креативность.
- Организаторские способности.
Важные hard skills для аккаунт-менеджера:
- Работа с программами для планирования задач: Trello, Todoist, Google Календарь.
- Создание презентаций в Microsoft PowerPoint или его аналогах.
- Работа с инструментами веб-аналитики: Яндекс.Метрика, Google Analytics.
- Знание 1С.
- Работа с популярными CRM-системами.
Сколько зарабатывают аккаунт-менеджеры: примерная зарплата
Зарплата аккаунт-менеджера — это фиксированный оклад + бонусы. Например, за успешное завершение проекта «аккаунт» может получить приятный бонус в виде 20% от итогового чека.
Но если говорить конкретно, то давайте обратимся к цифрам. Например, сервис «Зарплата.ру» показывает, что средний заработок аккаунт-менеджера в Москве — 74 394 рубя в месяц.
Данные основаны на 903 вакансиях, найденных на сервисе.
Давайте посмотрим на результаты сервиса поиска работы HH.ru. Изучив вакансии по всей России, можно седлать вывод, что зарплата аккаунт-менеджера начинается от 25 000 рублей в месяц.
Опытные специалисты зарабатывают от 90 000 рублей в месяц.
Работать «аккаунтом» можно:
- В офисе. Самый распространенный вариант.
- Удаленно. Особенно это касается вакансий аккаунт-менеджеров маркетплейсов.
Как стать аккаунт-менеджером: полезные курсы (где учиться)
Освоить профессию аккаунт-менеджера можно самостоятельно.
Дело в том, что в ВУЗах нет отдельных факультетов, где готовят «аккаунтов». Эта профессия — совокупность разных умений, которые позволяют грамотно взаимодействовать с клиентами.
Поэтому для того, чтобы стать хорошим аккаунтом, рекомендуем пройти платные курсы по управлению проектами и soft skills от известных онлайн-университетов.
«Soft Skills for Hard Times» — Skillbox
Вы научитесь управлять командами, заключать выгодные сделки, выступать на публике. Сможете лучше справляться с работой и быстро договариваться с клиентами и партнерами.
Длительность: 12 месяцев. Первый платеж: через 3 месяца. Доступ к курсу: навсегда. Формат: онлайн. Воркшопы с экспертами: каждый месяц.
→ Управлять эмоциями — своими и окружающих.
→ Проводить переговоры.
→ Строить эффективные коммуникации.
→ Руководить командой.
→ Управлять временем.
→ Эффектно выступать на публике.
Стоимость курса (рассрочка на 22 месяца): 4 050 руб/мес.
«Менеджер проектов» — Skillbox
Вы научитесь управлять бюджетом, сроками и командой, применять Agile-подход, Scrum-фреймворк и методологию Double Diamond. Пополните портфолио сильным кейсом и найдёте высокооплачиваемую работу.
Первый платеж: через 6 месяцев. Курс «Тайм-менджмент»: бесплатно. Практика: 142 часа. Гарантированное трудоустройство — или возврат денег. Итог: сертификат Skillbox.
→ Управлять проектами.
→ Координировать работу команды.
→ Планировать экономику проекта.
→ Оценивать, планировать, контролировать задачи.
→ Брифовать заказчика, фиксировать договоренности.
→ Рассчитывать операционные затраты.
→ Анализировать коммуникации в команде и компании.
→ Выступать в стиле спикеров TED.
→ Использовать все возможности Excel.
Стоимость обучения (рассрочка 31 месяц): от 4 931 руб/мес.
«Основы эффективной коммуникации» — Нетология
Научитесь выстраивать общение в команде, с партнерами и тет-а-тет. Разберетесь, как решать конфликты без лишних эмоций и договариваться в пользу своих интересов.
Формат: вебинары, практическая работа, клубные встречи, онлайн-нетворкинг. Документ: сертификат Нетологии.
→ Убедительная коммуникация.
→ Ораторское искусство.
→ Деловые переговоры.
Полная стоимость: 17 500 руб. Оплата по месяцам (на 12 месяцев): 1 458 руб/мес.
«Управление командами» — Skillbox
Узнаете, как работать со сформированными командами и собирать новые. Научитесь менять процессы под задачи бизнеса, ставить цели и мотивировать сотрудников. Сможете повысить свою ценность в компании.
Длительность: 3.5 месяца. Бонус-курс: по эмоциональному интеллекту и лидерству. Формат: онлайн. Итог: сертификат Skillbox.
→ Создавать команды с нуля.
→ Ставить цели и распределять задачи.
→ Управлять конфликтами и форс-мажором.
→ Мотивировать и развивать сотрудников.
→ Контролировать работу коллектива.
→ Управлять удаленной командой.
Полная стоимость: 62 548 руб. Цена в рассрочку на 12 месяцев: 5 112 руб/мес.
Преимущества и недостатки профессии
У любой профессии есть свои плюсы и минусы. Профессия аккаунт-менеджера — не исключение.
Советы и рекомендации для начинающих «аккаунтов»
Если вы решили стать аккаунт-менеджером, то знайте, у вас все получится. И чтобы не было соблазна бросить карьеру «аккаунта» после первых проблем, мы собрали для вас несколько полезных советов и рекомендаций — они будут полезны для начинающих аккаунт-менеджеров.
- Постоянно развивайтесь. Читайте книги по психологии и саморазвитию, проходите онлайн-курсы по управлению проектами. Развивайтесь в смежных областях — например, в продажах и маркетинге, — «прокачивайте» hard skills: научитесь работать с таблицами Excel, инструментами аналитики, CRM-системами.
- Помните, что ошибки — это часть пути. Они закаляют и дают бесценный опыт. А еще старайтесь учиться на чужих ошибках.
- Помните, что любой клиент хочет получить результат, и поэтому он будет постоянно задавать странные и «глупые» вопросы. Любой заказчик или покупатель хочет держать все под контролем — будьте готовы к этому.
- Отвлекайтесь от работы. Не думайте о рабочих процессах 24/7. Это приведет к профессиональному выгоранию. Читайте книги, гуляйте, путешествуйте, смотрите фильмы и сериалы — позвольте себе немного побездельничать.
- Научитесь планировать свое время. Освойте навыки тайм-менеджмента, записывайте важные задачи на день/неделю в дневник или заносите их в календарь. Также можете прочитать нашу статью «Как все успевать и не уставать: 13 крутых советов».
Резюмируем: краткие итоги
Что мы имеем в итоге:
- Аккаунт-менеджер — это связующее звено между заказчиком и компанией. «Аккаунты» работают в разных сфера: B2B, B2C; есть аккаунт-менеджеры, которые работают на маркетплейсах (Ozon, Wildberries).
- Одна из главных задач «аккаунта» — привлечение и удержание клиентов.
- В этой профессии очень важны soft skills. Но для карьерного роста нужны и hard skills.
- Поступить в университет или колледж на профессию «Аккаунт-менеджер» нельзя. Освоить профессию можно самостоятельно — на практике. А еще можно пройти онлайн-курсы по смежным направлениям: прокачать свои «софт скиллы», научиться управлять проектами и командами.